Стратегический план мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения <> ГКП на ПХВ ГП №7 на 2016-2020гг.
«УТВЕРЖДАЮ»
Гл.врач ГКП на ПХВ ГП №7
Сарсенова Д.А.
Стратегический план мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык» ГКП на ПХВ ГП №7 на 2016-2020 гг.
Цель Программы | Укрепление здоровья населения для планомерного достижения показателей здоровья уровня 30 наиболее развитых стран мира путем модернизации национального здравоохранения. |
Задачи | 1. Укрепление здоровья населения на основе обеспечения санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни; 2. Обеспечение доступности и всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами на основе интегрированной системы здравоохранения; 3. Создание эффективной системы здравоохранения, основанной на солидарной ответственности государства, работодателя и граждан. |
Срок реализации | 2016-2020годы: первый этап: 2016-2018 годы второй этап: 2019-2020 годы |
Миссия, цель, ключевые ценности
Миссия – здоровье прикрепленного населения. Оказание качественной медицинской помощи, наиболее полно отвечающей потребностям прикрепленного населения на основе современных диагностических, лечебных, профилактических и медико-социальных технологий в условиях оптимального комфорта, уюта и понимания.
Цель – улучшение здоровья прикрепленного населения путем обеспечения доступности качественной диагностической помощи, улучшение качества представляемой первичной медико-санитарной помощи населению.
Ключевые ценности:
- Пациент – в центре внимания
- Безопасность
- Ответственность
- Милосердие
- Уважение
- Терпение
- Коллегиальность
- Открытость
- Профессионализм
Введение.
Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаева в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном во всех сферах экономики и социального развития.
В этих условиях национальное здравоохранение должно обеспечить поддержание высокого уровня здоровья, продолжительности и качества жизни граждан наиболее эффективными способами с учетом изменения глобальных и локальных вызовов.
Государственная программа развития здравоохранения«Денсаулық» на 2016-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлыжол – путь в будущее» и Национальным планом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и является логическим продолжением предыдущих государственных программ реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы и «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы.
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых успехов и решение имеющихся проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми задачами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.
Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию национального здравоохранения, ориентированного на нужды людей, с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечением доступности качественной медицинской помощи и солидарной ответственности за свое здоровье.
- Анализ текущей ситуации
Городская поликлиника №7 обладает государственным имуществом на праве хозяйственного ведения являющегося вещным правом предприятия, получившего имущество от Государства как собственника и осуществляющего в пределах установленных законодательством в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Участковая терапевтическая и педиатрическая службы, врачи общей практики являются ведущими и организованы по производственно-участковому принципу. Врачи-терапевты, педиатры, врачи общей практики работают по скользящему графику.
Имеет следующие структурные отделения: терапевтическое, педиатрическое, акушер-гинекологическое, специализированное, отделение профилактики и социально-психологической помощи, дневной стационар на 23 коек, диагностическое отделение. Всего терапевтических и педиатрических участков, участков ВОП – 11, на педиатрическом участке в среднем 1200 человек, на терапевтическом 2200 человек, на участке ВОП –2100.
За период реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы
(далее – Госпрограмма) были достигнуты определенные результаты:
установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;
разработаны и реализуются программы по снижению материнской и детской смертности на 2010 – 2015 годы, «Здоровый образ жизни» на 2008 – 2016 годы;
проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), действующей по принципу общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, скрининговые исследования женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы;
внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;
проведена типизация и стандартизация сети государственных медицинских организаций, утвержден государственный норматив сети организаций здравоохранения;
проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения;
с 1 января 2010 года поэтапно внедряется Единая национальная система здравоохранения (далее – ЕНСЗ), предусматривающая обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, работу медицинских организаций, направленную на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам;
проведена консолидация бюджета на областном уровне, а с 2010 года — на республиканском уровне на оказание стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи;
Медико-демографическая ситуация и заболеваемость ГП №7
За период реализации плана отмечены:
Контингент обслуживаемого населения.
2015г 9 мес | 2016г 9 мес | |
Всего | 22125 | 22552 |
Из них взрослые | 15492 | 15551 |
Дети | 6632 | 7001 |
Школьники | 2739 | 2530 |
Подростки | — | 729 |
д/с | 523 | 643 |
Неорганизованные | 2012 | 2328 |
Женщины | 7930 | 11499 |
Из них фертильного возраста | 5560 | 5569 |
За период 2013-2015 гг. отмечается улучшение медико-демографической ситуации: высокие показатели рождаемости на 1000 населения — 25,3 (2013г), 25,3 (2014г), 26,8 (2015г) и естественного прироста – 21,3 (2013г), 21,3 (2014), 22,8 (2015г), стабилизация уровня смертности – 4,0 (2013г), 4,0 (2014г), 4,0 (2015г). Материнская смертность не зарегистрирована в 2013-2014-2015 годах. В целях улучшения здоровья матери и ребенка продолжено внедрение программ, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): поддержка и стимулирование грудного вскармливания, безопасное материнство, регионализация перинатальной помощи, интегрированное ведение болезней детского возраста.
С 2008 года проводятся скрининговые исследования женщин декретированного возраста на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы на рак молочной железы и рак шейки матки.Составлены списки женщин фертильного возраста и регулярно коррегируются, проводится оздоровление женщин фертильного возраста с экстрагенитальной патологией и контрацепция по показаниям. Женщины фертильного возраста с абсолютным противопоказанием к беременности находятся под наблюдением участкового врача и контрацептированы. В последние годы усилено внимание участковых врачей в отношении женщин фертильного возраста из социально-неблагополучных слоев населения.
Предпринимаются меры по улучшению эпидемиологической ситуации по туберкулезу. В 2015 году уровень заболеваемости туберкулезом по сравнению с 2014 годом увеличилось с 41,1 до 55,5 на 100 000 населения. Улучшается выявления заболеваемости туберкулеза методом профосмотра с 57,1- 2014г до 72,62 – 2015г. Охват целевым профосмотром объязательных групп населения выполнен на 100%. Смертность от туберкулеза на 100 тыс. населения за 2013-2015гг. не зарегистрирована. В 2015 году имело место рост заболеваемости болезнями системы кровообращения на 37% с 98,4 до 135,0. В структуре смертности 1 место занимает смертность от болезней органов дыхания: в 2014 г – 11 на 1000 населения, в 2015 г – 18 на 1000 населения. Показатель смертности от БСК на 100 000 населения составил 18,05 (2014г), 13,54 (2015г). Рост заболеваемости БСК обусловлен выявляемостью в результате проводимых профилактических осмотров населения с 2007 года. В 2015 году показатель онкологической заболеваемости по сравнению с 2014 годом снизился и составил 185,08 на 100 000 населения против 216,68. Смертность на одном уровне за три года с 72,8 — 72,6 в 2013-2015 году. Показатель удельного веса больных со злокачественным новообразованием, живущих 5 и более лет -44%-45%.
Введение с 2005 года бесплатного и льготного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне отдельных категорий граждан позволило достичь улучшения приверженности к лечению населения и повышения эффективности амбулаторного этапа ведения больных. В 2015 году на обеспечение бесплатными и льготными лекарственными средствами выделено 53 712 050,51тг, освоение составило 100%.
Развитие большинства хронических неинфекционных болезней (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.) связано с образом жизни человека. В основе этих заболеваний лежат поведенческие факторы риска: табакокурение, потребление алкоголя, низкая физическая активность, нерациональное питание и т.д.
В этой связи большое значение имеет пропаганда здорового образа жизни и развитие физической культуры. С этой целью будет продолжаться реализация Программы «Здоровый образ жизни» на 2008-2016 годы.
С целью раннего выявления факторов риска, своевременного их устранения проводится скрининговое обследование целевых групп населения с 2008г. по 4 позициям, с 2011г. по 7 позициям. Профосмотрами по выявлению злокачественных новообразований в 2016 году охвачено 2267 человек, что составляет 100% от плана, рак выявлен у 1пациентки, предрак у 138 человек, оздоровлены 138 чел. – 100%. С целью раннего выявления БСК, сахарного диабета, глаукомы и факторов риска прошли скрининговое исследование 2341взрослых. При этом выявлено 57 больных с БСК, 10 больных с СД, оздоровлено и взято на учет 69чел. – 100% с БСК и 17 чел. – 100% с СД. 4236 детского населения так же прошло скрининговое исследование, выявлено патологии у 674 детей, что составляет -19,5%, дообследованы, оздоровлены и взяты на учет 614 детей –91,2% .
Недостаточный уровень здоровья женщин и детей, распространенность социально значимых заболеваний, низкий уровень общественного здоровья и недостаточное обеспечение гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи определяют в целом низкий уровень здоровья граждан. Причинами низкого уровня здоровья являются недостаточная информированность, грамотность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики болезней, сохранение неблагоприятных условий окружающей среды, водопотребления и питания, социально-экономическое неблагополучие социально уязвимых категорий населения. Кроме того, сохраняется слабая профилактическая активность системы здравоохранения, то есть ориентация на лечение болезней, а не на их предупреждение. Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение уровня показателей заболеваемости, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и пр.).
В 2015 году ожидаемый показатель рождаемости -26,8 ожидаемый показатель смертности –5,3, ожидаемая младенческая смертность -10,4.
Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение уровня показателей заболеваемости, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и пр.). На уровень показателей, отражающих состояние здоровья населения, оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
По данным ВОЗ здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (социально-экономические факторы, уровень образованности, приверженность к вредным привычкам, ведение здорового образа жизни и другие); до 20% уровень здоровья зависит от состояния окружающей среды. 20% от питания и только на 10% от медицинской помощи.
В Казахстане на семь ведущих факторов риска приходится почти 60% общего бремени хронических заболеваний: табакокурение, потребление алкоголя в опасных дозах, повышенное артериальное давление, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточное потребление фруктов и овощей, низкая физическая активность.
В настоящее время причинами низкого уровня здоровья населения являются недостаточная информированность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний, здорового питания
Внутренние факторы:
Старение врачебных кадров, дефицит кадров; загруженность медицинских кадров на уровне ПМСП; недостаточная мотивация медицинского персонала; несовершенная дифференцированная оплата труда работников здравоохранения;
недостаточная эффективность проводимых профилактических осмотров и ранней диагностики;
недостаточное внедрение новых методов и протоколов диагностики, лечения и реабилитации заболеваний, основанных на доказательной медицине.
низкая квалификация специалистов;
Стратегические направления, задачи, целевые индикаторы.
Городская поликлиника №7 в соответствии с предметом и цель деятельности оказывает следующие виды медицинской и врачебной деятельности:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи: доврачебной, квалифицированной медицинской помощи населению как на амбулаторном приеме в поликлинике, так и при оказании помощи на дому.
- Консультативно-диагностическая помощь детскому, взрослому населению по специальностям: терапия общая, педиатрия, отоларингология, хирургия общая, инфекционные болезни, офтальмология, эндокринология, урология, травматология, ортопедия, кардиология, акушерство и гинекология, иммунология, онкология, маммология, физиотерапия.
- Оказание первой неотложной медицинской помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях.
- Оказание врачебной помощи на дому больным. Которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику, нуждаются в постельном режиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации.
- Оказание стационар замещающей помощи – оказание медицинской помощи в дневном стационаре поликлиники и стационарах на дому.
- Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объёме обследование больных и здоровых, обративших в поликлинику.
- Своевременную госпитализацию лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием больных, в соответствии с профилем заболевания.
- Восстановительное лечение больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с последствиями нарушения мозгового кровообращения, с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата и других заболеваниях сосредоточивая восстановительное лечение в отделении восстановительного лечения и привлекая для этой цели врачей специалистов.
- Все виды профилактических осмотров, максимально используя для этой цели единую систему и сосредоточив их, в основном, в отделении профилактики поликлиники.
- Диспансеризацию населения, в том числе: отбор лиц (здоровых и больных), подлежащих динамическому наблюдению за состоянием их здоровья. Обеспечивать их квалифицированное обследование и систематическое лечение в зависимости от характера и течения заболевания, изучение условий их труда и быта, разработку и осуществление необходимых мер профилактики.
- Противоэпидемические мероприятия совместно с санитарно-эпидемиологическими органами: прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими и в контакте с заразным больным, и за реконвалесцентами, извещение санитарно-эпидемиологических органов о наличии выявленных и подозрительных больных.
- Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности больных (рабочих и служащих), выдачу и продление листка нетрудоспособности и трудовых рекомендаций нуждающимся в переводе на другие работы, отбор на санитарно-курортное лечение.
- Направление на медико-социальные экспертные комиссии лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.
- Санитарно-просветительную работу среди обслуживаемого населения, их гигиеническое воспитание.
- Обучение населения принципам здорового образа жизни.
- Оказание диагностической помощи населению – лабораторная, рентгенологическая, ультразвуковая, функциональная.
- Оказание медицинской реабилитологии – физиотерапия, лечебная физкультура, массаж.
Программные цели:
- Укрепление здоровья обслуживаемого населения путем достижения согласованности усилий всего общества в вопросах охраны здоровья.
- Формирование конкурентоспособной системы здравоохранения.
Целевые индикаторы реализации Плана:
№п/п | Индикаторы | 2016 | 2017 | 2018 | 2019
|
1. | Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения | 71,4 | 71,7 | 72,2 | 72,5 |
2. | Снижение материнской смертности на 100тыс. родившихся живыми | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. | Снижение младенческой смертности на 1000 родившихся живыми | 10,4 | 9,5 | 9,0 | 8,5 |
4. | Снижение общей смертности на 1000 населения | 4,6 | 4,4 | 4,2 | 4,0 |
5. | Снижение заболеваемости туберкулезом на 100 тыс.населения | 55,5 | 50,5 | 48,5 | 46,5 |
6. | Удержание распространенности ВИЧ инфекции в возрастной группе 15-49 лет | 0 | 0 | 0 | 0 |
Для решения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- Укрепление здоровья населения на основе обеспечения санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни.
Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:
Целевые индикаторы | ед. изм. | 2014 (факт) |
2015 (оценка) |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Снижение числа лиц, употребляющих наркотики | % | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Охват детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом | % | 11 | 12 | 13 | 14 | 14,5 | 15 | 16 |
Снижение уровня ДТП не менее 4 % ежегодно | % | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Отсутствие случаев заболеваемости особо опасными инфекциями | число случаев | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Увеличение доли населения, обеспеченного гигиеническим удалением сточных вод | % | 85 | 85,5 | 90 | 90,5 | 91 | 91,5 | |
Охват школьников пропагандой ЗОЖ | % | 65 | 70 | 75 | 80 | 90 | 100 |
- Обеспечение доступности и всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами на основе интегрированной системы здравоохранения.
Кадровая обеспеченность.
2015г 9 мес | 2016г 9 мес | |
Всего | 181 | 181 |
Врачей | 36 | 40 |
Медсестер | 90 | 92 |
Младший мед. персонал | 13 | 13 |
Прочие | 36 | 36 |
Количество врачей с категорией | 26-72% | 28-65,1% |
С высшей категорией | 17 — 47% | 16-57,1% |
С первой категорией | 8 — 22% | 9- 32,1% |
С второй категорией | 1 — 2% | 3-10,7% |
Мед сестры с высшей категорией | 31- 39% | 31-67,4 % |
С первой категорией | 5 — 6% | 6-13% |
С второй категорией | 8 — 10% | 9-19,6% |
Категорийность медсестер | 44-55% | 46-53,5% |
Стратегические направления:
- Развитие общей врачебной практики;
- Усиление роли медицинских сестер ПМСП в организации профилактической деятельности среди населения;
- Развитие социальных и психологических услуг;
- Повышение информированности населения, уровня знаний и навыков медицинских и социальных работников по вопросам внедрения и развития специальных социальных услуг в здравоохранении;
- Повышение эффективности профилактических мероприятий среди прикрепленного населения;
- Повышение эффективности внутреннего аудита;
- Достижение положительной динамики по индикаторам конечного результата деятельности организаций;
- Оказание первичной медико-санитарной помощи населению прикрепленного к территории обслуживанию в поликлинике и на дому;
- Осуществление скринингового обследования целевых групп прикрепленного населения;
- Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения;
- Организация и осуществление и осуществление диспансерного наблюдения населения;
- Дальнейшее развитие Единой национальной системы здравоохранения в организации;
- Снижение показателей материнской смертности. Снижение социально-значимых заболеваний;
- Снижение показателей общей смертности и увеличение продолжительности жизни;
- Снижение уровня госпитализации и обеспечение преемственности оказания медицинской помощи между поликлиникой, скорой помощью и стационаром;
- Обеспечение выполнения гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи;
- Повышение доступности медицинской помощи;
- Улучшение кадрового обеспечения и повышение квалификационного уровня врачебного и сестринского персонала;
- Улучшение качества медицинской помощи населению, в первую очередь больным социально значимыми заболеваниями, снижение уровня инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- С цель непрерывного совершенствования медицинской помощи улучшать работу службы по управлению качеством медицинской помощи, системы клинического аудита, оценки лечебных процессов на предмет установленным внешним и внутренним индикатором качества медицинской помощи и медико-экономических тарифов;
- Пропаганда здорового образа жизни и гигиенического обучение населения;
- Внедрения инновационных технологий и современных методов профилактики, диагностики и лечения.
Целевые индикаторы:
Индикаторы
|
Ожидаемый результаты |
1. Исключение материнской смертности, предотвратимой на уровне ПМСП
2. Снижение на 5% беременность женщин фертильного возраста с экстрагенитальной патологией по сравнению с предыдущим кварталом; 3. Снижение на 5% уровня абортов по отношению к родам по сравнению с предыдущим кварталом; 4. Снижение на 5% детской смертности от 7 дней до 5 лет, предотвратимой на уровне ПМСП от острой кишечной инфекции, острой респираторной инфекции по сравнению с предыдущим кварталом; 5. Снижение на 5% несвоевременно диагностированного туберкулеза легких по сравнению с предыдущим кварталом; 6. Снижение на 5% впервые выявленных случаев злокачественных новообразований визуальной локализаций 3-4 стадии по сравнению с предыдущим кварталом; 7. Снижение на 5% уровня госпитализации больных с осложнениями заболеваний сердечнососудистой системы – артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт по сравнению с предыдущим кварталом; 8. Увеличение на 5% уровня госпитализации в дневной стационар и стационар на дому по отношению к круглосуточному стационару по сравнению с предыдущим кварталом; 9. Снижение на 5% уровня госпитализации больных с обострениями хронических заболеваний, не требующих госпитализации в круглосуточный стационар и с состояниями, управляемыми на уровне ПМСП по сравнению с предыдущим кварталом; 10. Снижение на 5% количества обоснованных жалоб по сравнению с предыдущим кварталом, доведения до 0.
|
1. Улучшение качества и увеличение продолжительности жизни пациентов
2. Усиление профилактики и развитие социально-психологических услуг
3. Снижение госпитализации больных с обострениями хронических заболеваний
4. Повышение профессионализма и привлечение специалистов в организации ПМСП
5. Удовлетворенность населения качеством оказания медицинских услуг
|
- Основные направления, пути достижения поставленных целей,
соответствующие меры
Основные направления:
1) повышение эффективности межсекторалъного и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья;
2) усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм;
3) совершенствование преемственности с санитарно-эпидемиологической службой;
4) совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения;
5) развитие и внедрение инновационных технологий в медицине;
6) повышение доступности и качества лекарственных средств для населения, улучшение оснащения поликлиники медицинской техникой.
Межсекторальные подпрограммы по вопросам охраны здоровья.
Здоровый образ жизни и снижение уровня социально значимых
заболеваний, обусловленных поведенческими факторами
Цель: формирование здорового образа жизни путем комплексного подхода к профилактике и усилению контроля за поведенческими факторами риска.
Задачи:
- создание социально неприемлемого имиджа табакокурения в обществе;
- активизация участия неправительственных организаций и бизнес-сообщества в формировании здорового образа жизни;
- повышение информированности населения о последствиях злоупотребления алкоголем, активного и пассивного курения и употребления наркотиков;
- снижение потребления табачных изделий и злоупотребления алкоголем;
- увеличение охвата населения спортивно-массовыми мероприятиями.
Показатели результатов: - увеличение доли лиц, ежедневно занимающихся физической культурой не менее 30 минут до 27% к 2016 году, 28 % к 2017 году;
- снижение распространенности употребления табака до 19,5 % к 2017 году, 18,2 % к 2016 году
- снижение распространенности злоупотребления алкоголем до 15 % к 2016 году, 14 % к 2017 году
Пути достижения и соответствующие меры
Повышение информированности населения о ЗОЖ будет осуществляться путем консолидации усилий медицинских, социальных работников и СМИ. Для этого планируется совершенствование медицинских программ: разработка тематик с учетом актуальности проблем, участие лидеров и знаменитых людей страны, видных деятелей здравоохранения, культуры, спорта, образования, популяризация новых технологий профилактики и лечения табакокурения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков. Кроме того, планируется выпуск медицинских теле- и радио программ, трансляция медицинских программ в наиболее удобное для просмотра время.
Для обеспечения защиты прав некурящих на чистый воздух планируется расширение зоны запрета на курение в общественных местах (остановки общественного транспорта, открытые общественные места, предназначенные для массового отдыха). Будет продолжена работа по информированию населения о вреде табакокурения, в том числе путем увеличения объема площади предупредительной надписи на табачных изделиях, а также разработки и внедрения графических изображений и пиктограмм.
Кроме того, планируется усиление работы медицинских, социальных работников по профилактике курения среди населения, особенно на уровне ПМСП; поддержка желающих отказаться от потребления табачных изделий, в том числе организация системы психолого-социальной помощи желающим бросить курить; организация региональных и национальной телефонных линий для желающих бросить курить.
Для снижения злоупотребления алкоголем и наркомании будут обеспечены условия для систематического проведения антиалкогольной и антинаркотической пропаганды:
создание в обществе атмосферы неприемлемого отношения к злоупотреблению алкогольных напитков и употреблению наркотиков, включая средства массовой информации (далее — СМИ);
Информирование населения о последствиях употребления алкоголя и наркотиков, обучение и формирование ответственного отношения к своему здоровью, особенно у детей, подростков и молодежи;
Здоровое питание
Цель: обеспечение здорового питания населения и профилактика заболеваний, зависимых от питания.
Задачи:
улучшение питания детей, женщин репродуктивного возраста, беременных и кормящих женщин;
информирование населения о здоровом питании;
Пути достижения и соответствующие меры
Улучшение питания детей разного возраста, женщин репродуктивного возраста, беременных и кормящих женщин.
Способствовать оптимальному питанию плода, обеспечивая адекватное питание будущих матерей до зачатия и в течение беременности.
Обеспечивать защиту, пропаганду и поддержку грудного вскармливания и своевременное введение адекватного прикорма для младенцев и детей младшего возраста.
Здоровье школьников и подростков
Цель: формирование физического и психического здоровья детей и подростков.
Основные задачи:
обеспечить комплексный подход к проблемам психологического и физического здоровья детей и подростков;
создать благоприятную и безопасную для здоровья окружающую среду в организациях образования;
создать условия и возможности для школьников к занятиям спортом;
развить целостную систему — службу школьной медицины (далее — СШМ), направленную на сохранение физической среды, укрепление физического и психического здоровья ученика, на формирование мотивации к ведению ЗОЖ, валеологической грамотности;
обеспечить эффективное противодействие распространению и употреблению наркотиков, табакокурения и алкоголя среди школьников;
Усиление профилактических мероприятий, скрининговых
исследований, совершенствование диагностики, лечения и
реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм
В рамках Программы планируется дальнейшее развитие перинатальной медицины, улучшение взаимодействия между акушерско-гинекологической и педиатрической службами, продолжение оснащения организаций родовспоможения и детства современной лечебно-диагностической аппаратурой, улучшение обеспечения лекарственными средствами, совершенствование системы подготовки кадров, активное внедрение неонатальных технологий.
Также будет разработан и внедрен комплекс национальных скрининговых программ для целевых групп населения, основанных на их возрастных, физиологических особенностях и рекомендациях ВОЗ, позволяющих обеспечить раннее выявление наследственных и приобретенных заболеваний, их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к осложнениям, инвалидизации и смертности.
В рамках данной программы будут усовершенствованы методы диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм: сердечно-сосудистые заболевания, онкопатологии, туберкулез, ВИЧ, психические болезни, эндокринные заболевания (диабет), а так же травмы (дорожные и производственные травмы, ожоги). Указанные заболевания были выбраны ввиду того, что они характеризуются:
высокой и быстро увеличивающейся распространенностью, занимают первые места по обращаемости в структуре заболеваемости;
существенной долей в структуре причин смерти и выхода на инвалидность;
тяжестью течения (снижают качество жизни больных, ограничивают функциональную активность) и высокой вероятностью неблагоприятного исхода;
значительным влиянием на глобальный индекс конкурентоспособности.
С учетом ожидаемой тенденции заметного повышения доли пожилых людей в общей численности населения будет усовершенствована геронтологическая и гериатрическая медицинская помощь.
Цель: дальнейшее укрепление здоровья населения и снижение уровня основных социально значимых заболеваний и травм.
Основные задачи:
- укрепление репродуктивного здоровья граждан и охраны здоровья матери и ребенка;
- совершенствование подходов к профилактике заболеваний, в том числе инвалидности, развитие скрининговых исследований и стимулирование ЗОЖ;
- совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм;
- совершенствование медицинской помощи, оказываемой людям пожилого возраста (геронтологической и гериатрической помощи).
Модернизация и приоритетное развитие ПМСП
Дальнейшее развитие ПМСП предусматривает углубление мер, направленных на формирование универсальной, интегрированной, социально ориентированной и доступной медицинской помощи с профилактической направленностью в первичном звене.
Универсальность ПМСП предполагает поэтапный переход к семейному принципу обслуживания, предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде и акцентом на профилактику и патронаж.
Семейный принцип обслуживания на первом этапе (до 2020 года)будет осуществляться врачами общей практики (ВОП) и/или мультидисциплинарными командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона.
Будет продолжено поэтапное замещение участковых терапевтов на ВОП, а привлечение профильных специалистов в ПМСП будет проводиться в зависимости от их востребованности. По мере роста обеспеченности ВОП и их компетенций, они будут замещать мультидисциплинарные команды. При этом развитие получит организация ПМСП по участковому принципу с учетом свободного прикрепления граждан, будет предусмотрена возможность сохранения терапевтических и педиатричесих участков в густонаселенных регионах с достаточным числом кадров.
Будет проводиться дальнейшее совершенствование системы диспансеризации больных с хроническими заболеваниями.
Основой планирования профилактических, диагностических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, паллиативной помощи и ухода на дому, исходя из потребности каждой семьи, станет индивидуальная карта наблюдения и оздоровления семьи.
Будет пересмотрен и расширен перечень услуг, предоставляемых на уровне ПМСП.
Интегрированность ПМСП предполагает обеспечение преемственности оказания медицинской помощи и вклада усилий всех уровней и служб системы здравоохранения. ПМСП станет центральным звеном оказания медицинской помощи, изменится взаимодействие с вертикальными профильными службами (психиатрическая, наркологическая, противотуберкулезная, онкологическая и др.): совместное составление программ формирования групп риска, проведение профилактических мероприятий, выявление и маршрутизация пациента (лечение, реабилитация, длительный уход). Для реализации чего, будут разработаны и внедрены соответствующие стандарты, правила и порядок оказания медицинской помощи и обеспечения ее преемственности, а также методы ее финансирования.
Будет внедрен принцип интегрированного управления некоторыми хроническими заболеваниями, заключающийся в применении единых протоколов диагностики, лечения, реабилитации и ухода за пациентами на всех уровнях, единых механизмов мониторинга и финансирования на основе центральной координирующей роли работников ПМСП.
Оценка эффективности их работы будет осуществляться с учетом конечных результатов через индикаторы, подтверждаемые ПМСП.
Статистический учет диспансерных больных, в том числе по социально значимым заболеваниям, будет формироваться на основе данных ПМСП в разрезе каждой семьи.
Комплекс мер по охране здоровья женщин и детей будет включать меры по предупреждению нежелательной беременности, сохранению режима наблюдения во время беременности и после родов, исключению факторов воздействия отрицательных факторов в семье на здоровье ребенка с обязательными мерами со стороны соответствующих органов (по защите прав детей, женщин и др.) при представлении этих фактов службой ПМСП..
Будет развиваться механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), включающий строительство объектов ПМСП, передачу государственных объектов в доверительное управление с возможностью последующей приватизации при условии постоянного сохранения профиля деятельности.
Развитие объектов ПМСП в обязательном порядке будет предусматриваться в инфраструктуре программ по обеспечению населения доступным социальным и арендным жильем в соответствии с нормативами обеспечения населения медицинской помощью.
Максимальное приближение услуг ПМСП к месту жительства граждан будет обеспечено:
путем поэтапного разукрупнения участков в среднем до 1,5 тысяч прикрепленного населения на 1 ВОП;
расширения функционала, полномочий, соответствующего объема знаний и практических навыков ВОП и медсестер ПМСП;
широкого внедрения патронажной службы через развитие сестринского дела;
Совершенствование управления системой здравоохранения в условиях обязательного социального медицинского страхования
Новым механизмом финансирования ГОБМП станет обязательное социальное медицинское страхование.
Основой эффективной деятельности ОСМС станет ясная и прозрачная тарифная и контрактная политика во взаимоотношениях с поставщиками различных медицинских услуг.
. Внедрение обязательного социального медицинского страхования
Для реализации механизма солидарного финансирования будет введена система обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС), при котором работодатель и работник будут принимать солидарное участие в финансировании отрасли наряду с государством.
Средства ОСМС будут направлены на качественные улучшения системы по 7 направлениям, а именно:
повышение доступности ПМСП через увеличение обеспеченности ВОП до соотношения 1 ВОП на 1500 населения;
увеличение соотношения заработных плат врачей к средней заработной плате по экономике;
расширение амбулаторного лекарственного обеспечения;
повышение доступности услуг восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
расширение услуг паллиативной помощи и сестринского ухода;
повышение заработных плат преподавателей медицинских ВУЗов;
включение расходов на обновление основных средств в тарифы медицинских услуг.
На первом этапе с 2016 года будет проведена:
консолидация всех программ по финансированию ГОБМП с выравниванием ее уровня между регионами;
формирование «реального единого плательщика» в условиях одноканального механизма финансирования (бюджетного) системы здравоохранения;
адаптация системы единого плательщика при бюджетной модели к многоканальной системе.
Реализация Программы рассчитана на 2016-2020 годы и предусматривает:
I этап – 2016-2018 годы
Будет проведено:
дальнейшее развитие общественного здравоохранения;
модернизация первичной медико-санитарной помощи;
дальнейшее развитие специализированной медицинской помощи.
II этап – 2019-2020 годы
Будет продолжена:
модернизация первичной медико-санитарной помощи.
дальнейшая либерализация рынка поставщиков медицинских услуг.
развитие системы управления качеством медицинских услуг через партнерство государства, профессиональных сообществ и пациентов;
внедрение электронного паспорта здоровья;
завершение внедрения социального медицинского страхования.
Выводы:
Увеличить количество прикрепленного населения путем улучшения переписи населения и в период кампании прикрепления населения.
- Улучшить качество проведения скринингового обследования.
- Своевременное взятие на «Д» впервые выявленных больных и дальнейшее оздоровление.
- Снизить количество больных туберкулезом, запущенных случаев онкозаболевания.
- Улучшить качество подворных обходов для выявления больных детей.
- Оздоровление женщин, своевременная контрацепция,
- Увеличить количество квалифицированных кадров.
- Улучшить материально техническую базу поликлиники.
Необходимые ресурсы
На реализацию Стратегического Плана в 2016 — 2019 годах будут дополнительно направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Объем финансирования на 2016 — 2019 годы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Необходимые ресурсы: СУР, обеспечение безопасным медикаментами, медицинской техникой, изделии медицинского назначения, соответствующих международным стандартам.
Главный врач: Сарсенова Д.А.