+7 (7262) 46-61-90
(регистратура)
+7 (7262) 56-16-30
(служба поддержки пациентов)
+7 (7262) 46-62-84
(приемная)

Стратегический план мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения <> ГКП на ПХВ ГП №7 на 2016-2020гг.

«УТВЕРЖДАЮ»

Гл.врач ГКП на ПХВ ГП №7

Сарсенова Д.А.

 

 

 

   Стратегический план мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык» ГКП на ПХВ       ГП №7 на 2016-2020 гг.

 

 

Цель Программы Укрепление здоровья населения для планомерного достижения показателей здоровья уровня 30 наиболее развитых стран мира путем модернизации национального здравоохранения.
Задачи 1. Укрепление здоровья населения на основе обеспечения санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни;
2. Обеспечение доступности и всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами на основе интегрированной системы здравоохранения;
3. Создание эффективной системы здравоохранения, основанной на солидарной ответственности государства, работодателя и граждан.
Срок реализации 2016-2020годы:
первый этап: 2016-2018 годы
второй этап: 2019-2020 годы

 

 

 

                 Миссия, цель, ключевые ценности

Миссия – здоровье прикрепленного населения. Оказание качественной медицинской помощи, наиболее полно отвечающей потребностям прикрепленного населения на основе современных диагностических, лечебных, профилактических и медико-социальных технологий в условиях оптимального комфорта, уюта и понимания.

Цель – улучшение здоровья прикрепленного населения путем обеспечения доступности качественной диагностической помощи, улучшение качества представляемой первичной медико-санитарной помощи населению.

Ключевые ценности:

  • Пациент – в центре внимания
  • Безопасность
  • Ответственность
  • Милосердие
  • Уважение
  • Терпение
  • Коллегиальность
  • Открытость
  • Профессионализм

                                     Введение.

Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаева в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном во всех сферах экономики и социального развития.
В этих условиях национальное здравоохранение должно обеспечить поддержание высокого уровня здоровья, продолжительности и качества жизни граждан наиболее эффективными способами с учетом изменения глобальных и локальных вызовов.
Государственная программа развития здравоохранения«Денсаулық» на 2016-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлыжол – путь в будущее» и Национальным планом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и является логическим продолжением предыдущих государственных программ реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы и «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы.
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых успехов и решение имеющихся проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми задачами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.
Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию национального здравоохранения, ориентированного на нужды людей, с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечением доступности качественной медицинской помощи и солидарной ответственности за свое здоровье.

  1. Анализ текущей ситуации

Городская поликлиника №7 обладает государственным имуществом на праве хозяйственного ведения являющегося вещным правом предприятия, получившего имущество от Государства как собственника и осуществляющего в пределах установленных законодательством в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Участковая терапевтическая и педиатрическая службы, врачи общей практики являются ведущими и организованы по производственно-участковому принципу. Врачи-терапевты, педиатры, врачи общей практики работают по скользящему графику.

Имеет следующие структурные отделения: терапевтическое, педиатрическое, акушер-гинекологическое, специализированное, отделение профилактики и социально-психологической помощи, дневной стационар на 23 коек, диагностическое отделение. Всего терапевтических и педиатрических участков, участков ВОП – 11, на педиатрическом участке в среднем 1200 человек, на терапевтическом 2200 человек, на участке ВОП –2100.

За период реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы
(далее – Госпрограмма) были достигнуты определенные результаты:

установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;

разработаны и реализуются программы по снижению материнской и детской смертности на 2010 – 2015 годы, «Здоровый образ жизни» на 2008 – 2016 годы;

проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), действующей по принципу общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, скрининговые исследования женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы;

внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;

проведена типизация и стандартизация сети государственных медицинских организаций, утвержден государственный норматив сети организаций здравоохранения;

проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения;

с 1 января 2010 года поэтапно внедряется Единая национальная система здравоохранения (далее – ЕНСЗ), предусматривающая обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, работу медицинских организаций, направленную на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам;

проведена консолидация бюджета на областном уровне, а с 2010 года — на республиканском уровне на оказание стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи;

Медико-демографическая ситуация и заболеваемость ГП №7

За период реализации плана отмечены:

Контингент обслуживаемого населения.

2015г 9 мес 2016г 9 мес
Всего 22125 22552
Из них взрослые 15492 15551
Дети 6632 7001
Школьники 2739 2530
Подростки 729
д/с 523 643
Неорганизованные 2012 2328
Женщины 7930 11499
Из них фертильного возраста 5560 5569

 

 

За период 2013-2015 гг. отмечается улучшение медико-демографической ситуации: высокие показатели рождаемости на 1000 населения — 25,3 (2013г), 25,3 (2014г), 26,8 (2015г) и естественного прироста – 21,3 (2013г), 21,3 (2014), 22,8 (2015г), стабилизация уровня смертности – 4,0 (2013г), 4,0 (2014г), 4,0 (2015г). Материнская смертность не зарегистрирована в 2013-2014-2015 годах. В целях улучшения здоровья матери и ребенка продолжено внедрение программ, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): поддержка и стимулирование грудного вскармливания, безопасное материнство, регионализация перинатальной помощи, интегрированное ведение болезней детского возраста.

С 2008 года проводятся скрининговые исследования женщин декретированного возраста на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы на рак молочной железы и рак шейки матки.Составлены списки женщин фертильного возраста и регулярно коррегируются, проводится оздоровление женщин фертильного возраста с экстрагенитальной патологией и контрацепция по показаниям. Женщины фертильного возраста с абсолютным противопоказанием к беременности находятся под наблюдением участкового врача и контрацептированы. В последние годы усилено внимание участковых врачей в отношении женщин фертильного возраста из социально-неблагополучных слоев населения.

Предпринимаются меры по улучшению эпидемиологической ситуации по туберкулезу. В 2015 году уровень заболеваемости туберкулезом по сравнению с 2014 годом увеличилось с 41,1 до 55,5 на 100 000 населения. Улучшается выявления заболеваемости туберкулеза методом профосмотра с 57,1- 2014г до 72,62 – 2015г. Охват целевым профосмотром объязательных групп населения выполнен на 100%. Смертность от туберкулеза на 100 тыс. населения за 2013-2015гг. не зарегистрирована. В 2015 году имело место рост заболеваемости болезнями системы кровообращения на 37% с 98,4 до 135,0. В структуре смертности 1 место занимает смертность от болезней органов дыхания: в 2014 г – 11 на 1000 населения, в 2015 г – 18 на 1000 населения. Показатель смертности от БСК на 100 000 населения составил 18,05 (2014г), 13,54 (2015г). Рост заболеваемости БСК обусловлен выявляемостью в результате проводимых профилактических осмотров населения с 2007 года.        В 2015 году показатель онкологической заболеваемости по сравнению с 2014 годом снизился и составил 185,08 на 100 000 населения против 216,68. Смертность на одном уровне за три года с 72,8 — 72,6 в 2013-2015 году. Показатель удельного веса больных со злокачественным новообразованием, живущих 5 и более лет -44%-45%.

Введение с 2005 года бесплатного и льготного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне отдельных категорий граждан позволило достичь улучшения приверженности к лечению населения и повышения эффективности амбулаторного этапа ведения больных. В 2015 году на обеспечение бесплатными и льготными лекарственными средствами выделено 53 712 050,51тг, освоение составило 100%.

Развитие большинства хронических неинфекционных болезней (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.) связано с образом жизни человека. В основе этих заболеваний лежат поведенческие факторы риска: табакокурение, потребление алкоголя, низкая физическая активность, нерациональное питание и т.д.

В этой связи большое значение имеет пропаганда здорового образа жизни и развитие физической культуры. С этой целью будет продолжаться реализация Программы «Здоровый образ жизни» на 2008-2016 годы.

С целью раннего выявления факторов риска, своевременного их устранения проводится скрининговое обследование целевых групп населения с 2008г. по 4 позициям, с 2011г. по 7 позициям. Профосмотрами по выявлению злокачественных новообразований в 2016 году охвачено 2267 человек, что составляет 100% от плана, рак выявлен у 1пациентки, предрак у 138 человек, оздоровлены 138 чел. – 100%. С целью раннего выявления БСК, сахарного диабета, глаукомы и факторов риска прошли скрининговое исследование 2341взрослых. При этом выявлено 57 больных с БСК, 10 больных с СД, оздоровлено и взято на учет 69чел. – 100% с БСК и 17 чел. – 100% с СД. 4236 детского населения так же прошло скрининговое исследование, выявлено патологии у 674 детей, что составляет -19,5%, дообследованы, оздоровлены и взяты на учет 614 детей –91,2% .

Недостаточный уровень здоровья женщин и детей, распространенность социально значимых заболеваний, низкий уровень общественного здоровья и недостаточное обеспечение гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи определяют в целом низкий уровень здоровья граждан. Причинами низкого уровня здоровья являются недостаточная информированность, грамотность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики болезней, сохранение неблагоприятных условий окружающей среды, водопотребления и питания, социально-экономическое неблагополучие социально уязвимых категорий населения. Кроме того, сохраняется слабая профилактическая активность системы здравоохранения, то есть ориентация на лечение болезней, а не на их предупреждение. Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение уровня показателей заболеваемости, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и пр.).

В 2015 году ожидаемый показатель рождаемости -26,8 ожидаемый показатель смертности –5,3, ожидаемая младенческая смертность -10,4.

Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение уровня показателей заболеваемости, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и пр.). На уровень показателей, отражающих состояние здоровья населения, оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы:

По данным ВОЗ здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (социально-экономические факторы, уровень образованности, приверженность к вредным привычкам, ведение здорового образа жизни и другие); до 20% уровень здоровья зависит от состояния окружающей среды. 20% от питания и только на 10% от медицинской помощи.

В Казахстане на семь ведущих факторов риска приходится почти 60% общего бремени хронических заболеваний: табакокурение, потребление алкоголя в опасных дозах, повышенное артериальное давление, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточное потребление фруктов и овощей, низкая физическая активность.

В настоящее время причинами низкого уровня здоровья населения являются недостаточная информированность и мотивация населения в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний, здорового питания

Внутренние факторы:

Старение врачебных кадров, дефицит кадров;                               загруженность медицинских кадров на уровне ПМСП;                         недостаточная мотивация медицинского персонала;                           несовершенная дифференцированная оплата труда работников здравоохранения;

недостаточная эффективность проводимых профилактических осмотров и ранней диагностики;

недостаточное внедрение новых методов и протоколов диагностики, лечения и реабилитации заболеваний, основанных на доказательной медицине.

низкая квалификация специалистов;

Стратегические направления, задачи, целевые индикаторы.

Городская поликлиника №7 в соответствии с предметом и цель деятельности оказывает следующие виды медицинской и врачебной деятельности:

  1. Оказание первичной медико-санитарной помощи: доврачебной, квалифицированной медицинской помощи населению как на амбулаторном приеме в поликлинике, так и при оказании помощи на дому.
  2. Консультативно-диагностическая помощь детскому, взрослому населению по специальностям: терапия общая, педиатрия, отоларингология, хирургия общая, инфекционные болезни, офтальмология, эндокринология, урология, травматология, ортопедия, кардиология, акушерство и гинекология, иммунология, онкология, маммология, физиотерапия.
  3. Оказание первой неотложной медицинской помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях.
  4. Оказание врачебной помощи на дому больным. Которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику, нуждаются в постельном режиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации.
  5. Оказание стационар замещающей помощи – оказание медицинской помощи в дневном стационаре поликлиники и стационарах на дому.
  6. Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объёме обследование больных и здоровых, обративших в поликлинику.
  7. Своевременную госпитализацию лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием больных, в соответствии с профилем заболевания.
  8. Восстановительное лечение больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с последствиями нарушения мозгового кровообращения, с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата и других заболеваниях сосредоточивая восстановительное лечение в отделении восстановительного лечения и привлекая для этой цели врачей специалистов.
  9. Все виды профилактических осмотров, максимально используя для этой цели единую систему и сосредоточив их, в основном, в отделении профилактики поликлиники.
  10. Диспансеризацию населения, в том числе: отбор лиц (здоровых и больных), подлежащих динамическому наблюдению за состоянием их здоровья. Обеспечивать их квалифицированное обследование и систематическое лечение в зависимости от характера и течения заболевания, изучение условий их труда и быта, разработку и осуществление необходимых мер профилактики.
  11. Противоэпидемические мероприятия совместно с санитарно-эпидемиологическими органами: прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими и в контакте с заразным больным, и за реконвалесцентами, извещение санитарно-эпидемиологических органов о наличии выявленных и подозрительных больных.
  12. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности больных (рабочих и служащих), выдачу и продление листка нетрудоспособности и трудовых рекомендаций нуждающимся в переводе на другие работы, отбор на санитарно-курортное лечение.
  13. Направление на медико-социальные экспертные комиссии лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.
  14. Санитарно-просветительную работу среди обслуживаемого населения, их гигиеническое воспитание.
  15. Обучение населения принципам здорового образа жизни.
  16. Оказание диагностической помощи населению – лабораторная, рентгенологическая, ультразвуковая, функциональная.
  17. Оказание медицинской реабилитологии – физиотерапия, лечебная физкультура, массаж.

Программные цели:

  1. Укрепление здоровья обслуживаемого населения путем достижения согласованности усилий всего общества в вопросах охраны здоровья.
  2. Формирование конкурентоспособной системы здравоохранения.

 

Целевые индикаторы реализации Плана:

 

№п/п Индикаторы 2016 2017 2018 2019

 

1. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения 71,4 71,7 72,2 72,5
2. Снижение материнской смертности на 100тыс. родившихся живыми 0 0 0 0
3. Снижение младенческой смертности на 1000 родившихся живыми 10,4 9,5 9,0 8,5
4. Снижение общей смертности на 1000 населения 4,6 4,4 4,2 4,0
5. Снижение заболеваемости туберкулезом на 100 тыс.населения 55,5 50,5 48,5 46,5
6. Удержание распространенности ВИЧ инфекции в возрастной группе 15-49 лет 0 0 0 0

 

 

Для решения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

  1. Укрепление здоровья населения на основе обеспечения санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни.

Достижение данной задачи будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Целевые индикаторы ед. изм. 2014
(факт)
2015
(оценка)
2016 2017 2018 2019 2020
Снижение числа лиц, употребляющих наркотики %   2 3 4 5 6 7
Охват детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом % 11 12 13 14 14,5 15 16
Снижение уровня ДТП не менее 4 % ежегодно % 3 4 4 4 4 4 4
Отсутствие случаев заболеваемости особо опасными инфекциями число случаев 0 0 0 0 0 0 0
Увеличение доли населения, обеспеченного гигиеническим удалением сточных вод %   85 85,5 90 90,5 91 91,5
Охват школьников пропагандой ЗОЖ %   65 70 75 80 90 100

 

  1. Обеспечение доступности и всеобщего охвата населения качественными медицинскими услугами на основе интегрированной системы здравоохранения.

Кадровая обеспеченность.

2015г 9 мес 2016г 9 мес
Всего 181 181
Врачей 36 40
Медсестер 90 92
Младший мед. персонал 13 13
Прочие 36 36
Количество врачей с категорией 26-72% 28-65,1%
С высшей категорией 17 — 47% 16-57,1%
С первой категорией 8 — 22% 9- 32,1%
С второй категорией 1 — 2% 3-10,7%
Мед сестры с высшей категорией 31- 39% 31-67,4 %
С первой категорией 5 — 6% 6-13%
С второй категорией 8 — 10% 9-19,6%
Категорийность медсестер 44-55% 46-53,5%

 

Стратегические направления:

  • Развитие общей врачебной практики;
  • Усиление роли медицинских сестер ПМСП в организации профилактической деятельности среди населения;
  • Развитие социальных и психологических услуг;
  • Повышение информированности населения, уровня знаний и навыков медицинских и социальных работников по вопросам внедрения и развития специальных социальных услуг в здравоохранении;
  • Повышение эффективности профилактических мероприятий среди прикрепленного населения;
  • Повышение эффективности внутреннего аудита;
  • Достижение положительной динамики по индикаторам конечного результата деятельности организаций;
  • Оказание первичной медико-санитарной помощи населению прикрепленного к территории обслуживанию в поликлинике и на дому;
  • Осуществление скринингового обследования целевых групп прикрепленного населения;
  • Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения;
  • Организация и осуществление и осуществление диспансерного наблюдения населения;
  • Дальнейшее развитие Единой национальной системы здравоохранения в организации;
  • Снижение показателей материнской смертности. Снижение социально-значимых заболеваний;
  • Снижение показателей общей смертности и увеличение продолжительности жизни;
  • Снижение уровня госпитализации и обеспечение преемственности оказания медицинской помощи между поликлиникой, скорой помощью и стационаром;
  • Обеспечение выполнения гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи;
  • Повышение доступности медицинской помощи;
  • Улучшение кадрового обеспечения и повышение квалификационного уровня врачебного и сестринского персонала;
  • Улучшение качества медицинской помощи населению, в первую очередь больным социально значимыми заболеваниями, снижение уровня инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • С цель непрерывного совершенствования медицинской помощи улучшать работу службы по управлению качеством медицинской помощи, системы клинического аудита, оценки лечебных процессов на предмет установленным внешним и внутренним индикатором качества медицинской помощи и медико-экономических тарифов;
  • Пропаганда здорового образа жизни и гигиенического обучение населения;
  • Внедрения инновационных технологий и современных методов профилактики, диагностики и лечения.

 

Целевые индикаторы:

Индикаторы

 

Ожидаемый результаты
1.     Исключение материнской смертности, предотвратимой на уровне ПМСП

2.     Снижение на 5% беременность женщин фертильного возраста с экстрагенитальной патологией по сравнению с предыдущим кварталом;

3.     Снижение на 5% уровня абортов по отношению к родам по сравнению с предыдущим кварталом;

4.     Снижение на 5% детской смертности от 7

дней до 5 лет, предотвратимой на уровне ПМСП от острой кишечной инфекции, острой респираторной инфекции по сравнению с предыдущим кварталом;

5.     Снижение на 5% несвоевременно диагностированного туберкулеза легких по сравнению с предыдущим кварталом;

6.     Снижение на 5% впервые выявленных случаев злокачественных новообразований визуальной локализаций 3-4 стадии по сравнению с предыдущим кварталом;

7.     Снижение на 5% уровня госпитализации больных с осложнениями заболеваний сердечнососудистой системы – артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, инсульт по сравнению с предыдущим кварталом;

8.     Увеличение на 5% уровня госпитализации в дневной стационар и стационар на дому по отношению к круглосуточному стационару по сравнению с предыдущим кварталом;

9.     Снижение на 5% уровня госпитализации больных с обострениями хронических заболеваний, не требующих госпитализации в круглосуточный стационар и с состояниями, управляемыми на уровне ПМСП по сравнению с предыдущим кварталом;

10.                       Снижение на 5% количества обоснованных жалоб по сравнению с предыдущим кварталом, доведения до 0.

 

1.     Улучшение качества и увеличение продолжительности жизни пациентов

 

2.     Усиление профилактики и развитие социально-психологических услуг

 

3.     Снижение госпитализации больных с обострениями хронических заболеваний

 

4.     Повышение профессионализма и привлечение специалистов в организации ПМСП

 

5.     Удовлетворенность населения качеством оказания медицинских услуг

 

 

 

  1. Основные направления, пути достижения поставленных целей,
    соответствующие меры

Основные направления:

1) повышение эффективности межсекторалъного и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья;

2) усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм;

3) совершенствование преемственности с санитарно-эпидемиологической службой;
4) совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения;

5) развитие и внедрение инновационных технологий в медицине;
6) повышение доступности и качества лекарственных средств для населения, улучшение оснащения поликлиники медицинской техникой.

 

Межсекторальные подпрограммы по вопросам охраны здоровья.

Здоровый образ жизни и снижение уровня социально значимых
заболеваний, обусловленных поведенческими факторами

Цель: формирование здорового образа жизни путем комплексного подхода к профилактике и усилению контроля за поведенческими факторами риска.

Задачи:

  • создание социально неприемлемого имиджа табакокурения в обществе;
  • активизация участия неправительственных организаций и бизнес-сообщества в формировании здорового образа жизни;
  • повышение информированности населения о последствиях злоупотребления алкоголем, активного и пассивного курения и употребления наркотиков;
  • снижение потребления табачных изделий и злоупотребления алкоголем;
  • увеличение охвата населения спортивно-массовыми мероприятиями.
    Показатели результатов:
  • увеличение доли лиц, ежедневно занимающихся физической культурой не менее 30 минут до 27% к 2016 году, 28 % к 2017 году;
  • снижение распространенности употребления табака до 19,5 % к 2017 году, 18,2 % к 2016 году
  • снижение распространенности злоупотребления алкоголем до 15 % к 2016 году, 14 % к 2017 году

Пути достижения и соответствующие меры

Повышение информированности населения о ЗОЖ будет осуществляться путем консолидации усилий медицинских, социальных работников и СМИ. Для этого планируется совершенствование медицинских программ: разработка тематик с учетом актуальности проблем, участие лидеров и знаменитых людей страны, видных деятелей здравоохранения, культуры, спорта, образования, популяризация новых технологий профилактики и лечения табакокурения, злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков. Кроме того, планируется выпуск медицинских теле- и радио программ, трансляция медицинских программ в наиболее удобное для просмотра время.

Для обеспечения защиты прав некурящих на чистый воздух планируется расширение зоны запрета на курение в общественных местах (остановки общественного транспорта, открытые общественные места, предназначенные для массового отдыха). Будет продолжена работа по информированию населения о вреде табакокурения, в том числе путем увеличения объема площади предупредительной надписи на табачных изделиях, а также разработки и внедрения графических изображений и пиктограмм.
Кроме того, планируется усиление работы медицинских, социальных работников по профилактике курения среди населения, особенно на уровне ПМСП; поддержка желающих отказаться от потребления табачных изделий, в том числе организация системы психолого-социальной помощи желающим бросить курить; организация региональных и национальной телефонных линий для желающих бросить курить.

Для снижения злоупотребления алкоголем и наркомании будут обеспечены условия для систематического проведения антиалкогольной и антинаркотической пропаганды:

создание в обществе атмосферы неприемлемого отношения к злоупотреблению алкогольных напитков и употреблению наркотиков, включая средства массовой информации (далее — СМИ);

Информирование населения о последствиях употребления алкоголя и наркотиков, обучение и формирование ответственного отношения к своему здоровью, особенно у детей, подростков и молодежи;

Здоровое питание

Цель: обеспечение здорового питания населения и профилактика заболеваний, зависимых от питания.
Задачи:
улучшение питания детей, женщин репродуктивного возраста, беременных и кормящих женщин;
информирование населения о здоровом питании;

      Пути достижения и соответствующие меры

Улучшение питания детей разного возраста, женщин репродуктивного возраста, беременных и кормящих женщин.

Способствовать оптимальному питанию плода, обеспечивая адекватное питание будущих матерей до зачатия и в течение беременности.

Обеспечивать защиту, пропаганду и поддержку грудного вскармливания и своевременное введение адекватного прикорма для младенцев и детей младшего возраста.

Здоровье школьников и подростков

     Цель: формирование физического и психического здоровья детей и подростков.

Основные задачи:

обеспечить комплексный подход к проблемам психологического и физического здоровья детей и подростков;

создать благоприятную и безопасную для здоровья окружающую среду в организациях образования;

создать условия и возможности для школьников к занятиям спортом;

развить целостную систему — службу школьной медицины (далее — СШМ), направленную на сохранение физической среды, укрепление физического и психического здоровья ученика, на формирование мотивации к ведению ЗОЖ, валеологической грамотности;

обеспечить эффективное противодействие распространению и употреблению наркотиков, табакокурения и алкоголя среди школьников;

 

 

Усиление профилактических мероприятий, скрининговых
исследований, совершенствование диагностики, лечения и
реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм

В рамках Программы планируется дальнейшее развитие перинатальной медицины, улучшение взаимодействия между акушерско-гинекологической и педиатрической службами, продолжение оснащения организаций родовспоможения и детства современной лечебно-диагностической аппаратурой, улучшение обеспечения лекарственными средствами, совершенствование системы подготовки кадров, активное внедрение неонатальных технологий.

Также будет разработан и внедрен комплекс национальных скрининговых программ для целевых групп населения, основанных на их возрастных, физиологических особенностях и рекомендациях ВОЗ, позволяющих обеспечить раннее выявление наследственных и приобретенных заболеваний, их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к осложнениям, инвалидизации и смертности.

В рамках данной программы будут усовершенствованы методы диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм: сердечно-сосудистые заболевания, онкопатологии, туберкулез, ВИЧ, психические болезни, эндокринные заболевания (диабет), а так же травмы (дорожные и производственные травмы, ожоги). Указанные заболевания были выбраны ввиду того, что они характеризуются:

высокой и быстро увеличивающейся распространенностью, занимают первые места по обращаемости в структуре заболеваемости;

существенной долей в структуре причин смерти и выхода на инвалидность;
тяжестью течения (снижают качество жизни больных, ограничивают функциональную активность) и высокой вероятностью неблагоприятного исхода;
значительным влиянием на глобальный индекс конкурентоспособности.
С учетом ожидаемой тенденции заметного повышения доли пожилых людей в общей численности населения будет усовершенствована геронтологическая и гериатрическая медицинская помощь.

Цель: дальнейшее укрепление здоровья населения и снижение уровня основных социально значимых заболеваний и травм.

Основные задачи:

  • укрепление репродуктивного здоровья граждан и охраны здоровья матери и ребенка;
  • совершенствование подходов к профилактике заболеваний, в том числе инвалидности, развитие скрининговых исследований и стимулирование ЗОЖ;
  • совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм;
  • совершенствование медицинской помощи, оказываемой людям пожилого возраста (геронтологической и гериатрической помощи).

Модернизация и приоритетное развитие ПМСП
Дальнейшее развитие ПМСП предусматривает углубление мер, направленных на формирование универсальной, интегрированной, социально ориентированной и доступной медицинской помощи с профилактической направленностью в первичном звене.
Универсальность ПМСП предполагает поэтапный переход к семейному принципу обслуживания, предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде и акцентом на профилактику и патронаж.
Семейный принцип обслуживания на первом этапе (до 2020 года)будет осуществляться врачами общей практики (ВОП) и/или мультидисциплинарными командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона.
Будет продолжено поэтапное замещение участковых терапевтов на ВОП, а привлечение профильных специалистов в ПМСП будет проводиться в зависимости от их востребованности. По мере роста обеспеченности ВОП и их компетенций, они будут замещать мультидисциплинарные команды. При этом развитие получит организация ПМСП по участковому принципу с учетом свободного прикрепления граждан, будет предусмотрена возможность сохранения терапевтических и педиатричесих участков в густонаселенных регионах с достаточным числом кадров.
Будет проводиться дальнейшее совершенствование системы диспансеризации больных с хроническими заболеваниями.
Основой планирования профилактических, диагностических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, паллиативной помощи и ухода на дому, исходя из потребности каждой семьи, станет индивидуальная карта наблюдения и оздоровления семьи.
Будет пересмотрен и расширен перечень услуг, предоставляемых на уровне ПМСП.
Интегрированность ПМСП предполагает обеспечение преемственности оказания медицинской помощи и вклада усилий всех уровней и служб системы здравоохранения. ПМСП станет центральным звеном оказания медицинской помощи, изменится взаимодействие с вертикальными профильными службами (психиатрическая, наркологическая, противотуберкулезная, онкологическая и др.): совместное составление программ формирования групп риска, проведение профилактических мероприятий, выявление и маршрутизация пациента (лечение, реабилитация, длительный уход). Для реализации чего, будут разработаны и внедрены соответствующие стандарты, правила и порядок оказания медицинской помощи и обеспечения ее преемственности, а также методы ее финансирования.
Будет внедрен принцип интегрированного управления некоторыми хроническими заболеваниями, заключающийся в применении единых протоколов диагностики, лечения, реабилитации и ухода за пациентами на всех уровнях, единых механизмов мониторинга и финансирования на основе центральной координирующей роли работников ПМСП.
Оценка эффективности их работы будет осуществляться с учетом конечных результатов через индикаторы, подтверждаемые ПМСП.
Статистический учет диспансерных больных, в том числе по социально значимым заболеваниям, будет формироваться на основе данных ПМСП в разрезе каждой семьи.
Комплекс мер по охране здоровья женщин и детей будет включать меры по предупреждению нежелательной беременности, сохранению режима наблюдения во время беременности и после родов, исключению факторов воздействия отрицательных факторов в семье на здоровье ребенка с обязательными мерами со стороны соответствующих органов (по защите прав детей, женщин и др.) при представлении этих фактов службой ПМСП..
Будет развиваться механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), включающий строительство объектов ПМСП, передачу государственных объектов в доверительное управление с возможностью последующей приватизации при условии постоянного сохранения профиля деятельности.
Развитие объектов ПМСП в обязательном порядке будет предусматриваться в инфраструктуре программ по обеспечению населения доступным социальным и арендным жильем в соответствии с нормативами обеспечения населения медицинской помощью.
Максимальное приближение услуг ПМСП к месту жительства граждан будет обеспечено:
путем поэтапного разукрупнения участков в среднем до 1,5 тысяч прикрепленного населения на 1 ВОП;
расширения функционала, полномочий, соответствующего объема знаний и практических навыков ВОП и медсестер ПМСП;
широкого внедрения патронажной службы через развитие сестринского дела;

Совершенствование управления системой здравоохранения в условиях обязательного социального медицинского страхования
Новым механизмом финансирования ГОБМП станет обязательное социальное медицинское страхование.
Основой эффективной деятельности ОСМС станет ясная и прозрачная тарифная и контрактная политика во взаимоотношениях с поставщиками различных медицинских услуг.
. Внедрение обязательного социального медицинского страхования
Для реализации механизма солидарного финансирования будет введена система обязательного социального медицинского страхования (далее – ОСМС), при котором работодатель и работник будут принимать солидарное участие в финансировании отрасли наряду с государством.
Средства ОСМС будут направлены на качественные улучшения системы по 7 направлениям, а именно:
повышение доступности ПМСП через увеличение обеспеченности ВОП до соотношения 1 ВОП на 1500 населения;
увеличение соотношения заработных плат врачей к средней заработной плате по экономике;
расширение амбулаторного лекарственного обеспечения;
повышение доступности услуг восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
расширение услуг паллиативной помощи и сестринского ухода;
повышение заработных плат преподавателей медицинских ВУЗов;
включение расходов на обновление основных средств в тарифы медицинских услуг.
На первом этапе с 2016 года будет проведена:
консолидация всех программ по финансированию ГОБМП с выравниванием ее уровня между регионами;
формирование «реального единого плательщика» в условиях одноканального механизма финансирования (бюджетного) системы здравоохранения;
адаптация системы единого плательщика при бюджетной модели к многоканальной системе.
Реализация Программы рассчитана на 2016-2020 годы и предусматривает:
I этап – 2016-2018 годы
Будет проведено:
дальнейшее развитие общественного здравоохранения;
модернизация первичной медико-санитарной помощи;
дальнейшее развитие специализированной медицинской помощи.

II этап – 2019-2020 годы
Будет продолжена:
модернизация первичной медико-санитарной помощи.
дальнейшая либерализация рынка поставщиков медицинских услуг.
развитие системы управления качеством медицинских услуг через партнерство государства, профессиональных сообществ и пациентов;
внедрение электронного паспорта здоровья;
завершение внедрения социального медицинского страхования.

Выводы:

Увеличить количество прикрепленного населения путем улучшения переписи населения и в период кампании прикрепления населения.

  • Улучшить качество проведения скринингового обследования.
  • Своевременное взятие на «Д» впервые выявленных больных и дальнейшее оздоровление.
  • Снизить количество больных туберкулезом, запущенных случаев онкозаболевания.
  • Улучшить качество подворных обходов для выявления больных детей.
  • Оздоровление женщин, своевременная контрацепция,
  • Увеличить количество квалифицированных кадров.
  • Улучшить материально техническую базу поликлиники.

 

 

Необходимые ресурсы

На реализацию Стратегического Плана в 2016 — 2019 годах будут дополнительно направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.      Объем финансирования на 2016 — 2019 годы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Необходимые ресурсы: СУР, обеспечение безопасным медикаментами, медицинской техникой, изделии медицинского назначения, соответствующих международным стандартам.

 

 

 

Главный врач:                                                                 Сарсенова Д.А.