+7 (7262) 46-61-90
(регистратура)
+7 (7262) 56-16-30
(служба поддержки пациентов)
+7 (7262) 46-62-84
(приемная)

Этический кодекс

Этический кодекс медицинского работника 

ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №7 

управления здравоохранения

акимата Жамбылской области »

Содержание

Раздел I. «Общее положение»

  • Статья 1. Понятие «медицинский работник» и «пациент»;
  • Статья 2. Цель профессиональной деятельности;
  • Статья 3. Принципы деятельности;
  • Статья 4. Недопустимые действия медицинского работника;
  • Статья 5. Долг медицинского работника.

Раздел II. «Взаимоотношения медицинского работника и пациента»

  • Статья 6. Уважение чести и достоинства пациента;
  • Статья 7. Конфликт интересов;
  • Статья 8. Врачебная тайна;
  • Статья 9. Моральная поддержка пациента;
  • Статья 10. Выбор медицинского работника;
  • Статья 11. Добровольное согласие на медицинские услуги;
  • Статья 12. Поощрения.

Раздел III. «Взаимоотношения медицинских работников»

  • Статья 13. Коллегиальность.

Раздел IV. «Пределы действия этического кодекса, ответственность за его нарушение, порядок его пересмотра»

  • Статья 14. Пределы действия кодекса;
  • Статья 15. Ответственность за нарушение профессиональной этики;
  • Статья 16. Пересмотр и толкование кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. «Общее положение»

Кодекс профессиональной этики медицинского работника определяет совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной медико-профилактической помощи пациентам.

Данный Кодекс направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности, а также определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом за свою деятельность.

Статья 1. Понятие «медицинский работник» и «пациент»

Медицинский работник – профильный специалист с высшим или средним медицинским образованием, имеющий сертификат по определенной специальности.

Пациент — физическое лицо, являющееся (являвшееся) потребителем медицинских услуг.

Статья 2. Цель профессиональной деятельности

Цель профессиональной деятельности медицинского работника – сохранение жизни человека, проведение мероприятий по охране его здоровья, улучшение качества оказания всех видов медико-профилактической помощи, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.

Статья 3. Основные принципы деятельности

В своей деятельности медицинский работник следует голосу совести, руководствуется принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, статьёй 29 Конституции Республики Казахстан, Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения, клятвой Гиппократа, клятвой врача, клятвой медицинской сестры.

Медицинский работник должен направить все усилия в соответствии со своей квалификацией и компетентностью на охрану здоровья, в том числе осуществляя просветительскую деятельность по вопросам здравоохранения.

Медицинский работник обязан оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.

Медицинский работник должен приложить все усилия, чтобы качество оказываемой им помощи было на самом высоком уровне.

Медицинский работник должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию.

Медицинский работник несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медико-профилактической помощи в пределах имеющихся ресурсов.

Моральная обязанность медицинского работника — беспристрастно анализировать как свои собственные ошибки, так и ошибки своих коллег, соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Статья 4. Недопустимые действия медицинского работника

Злоупотребление знаниями и положением медицинского работника несовместимо с его профессиональной деятельностью.

Медицинский работник не вправе:

  • использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
  • без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
  • использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц;
  • навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
  • наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб намеренно либо по небрежности и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.

Медицинский работник не имеет права, пользуясь своим положением, психической несостоятельностью пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

Статья 5. Долг медицинского работника

Долг медицинского работника – хранить свою профессиональную независимость. Оказывая медицинскую помощь, медицинский работник принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.

Медицинский работник должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий противоречащих законодательству, этическим принципам, профессиональному долгу. Участвуя в консилиумах, комиссиях, консультациях, экспертизах и т.п., медицинский работник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него – прибегать к общественной и юридической и защите.

Раздел II. «Взаимоотношения медицинского работника и пациента»

Статья 6. Уважение чести и достоинства пациента

Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким.

Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны медицинского работника недопустимы.

Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента.

Все, кому требуется скорая медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни), будут приняты и осмотрены медицинскими работниками независимо от платёжеспособности и наличия страхового медицинского полиса.

Статья 7. Конфликт интересов

При возникновении конфликта интересов медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Статья 8. Врачебная тайна

Пациент вправе рассчитывать на то, что медицинский работник сохранит втайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Медицинский работник не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью.

Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:

  • по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Медицинский работник должен принять меры, препятствующие разглашению медицинской тайны.

Демонстрация больного в процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей возможна только с его согласия или с согласия его родителей или законных представителей.

Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить медицинскую тайну.

Статья 9. Моральная поддержка пациента

Медицинский работник не должен прибегать к эвтаназии, равно как привлекать к её исполнению других лиц, но обязан облегчить страдания больных, находящихся в терминальном состоянии, всеми доступными, известными и разрешёнными способами. Медицинский работник должен способствовать пациенту в осуществлении его права воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии, обязан уважать права граждан относительно патологоанатомических вскрытий.

Статья 10. Выбор медицинского работника

Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту. Медицинский работник может направить пациента другому специалисту, если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи; данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам специалиста; имеются противоречия с пациентом или его родственниками в плане лечения и обследования.

Пациент может быть доставлен в другую клинику только при отсутствии угрозы жизни и в случае готовности другого учреждения его принять.

Статья 11. Добровольное согласие на медицинские услуги

Медицинский работник использует методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.

Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия (согласия законных представителей).

Статья 12. Поощрения

Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов, за назначение предлагаемых ими лекарств.

Подарки от пациентов и пациентам крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у пациентов, не дарящих и не получающих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги.

Раздел III. «Взаимоотношения медицинских работников»

Статья 11. Коллегиальность

Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии, отличаться безукоризненностью и соблюдением интересов пациента. Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

Раздел IV. «Пределы действия этического кодекса, ответственность за его нарушение, порядок его пересмотра»

Статья 14. Пределы действия кодекса

Настоящий кодекс действует в пределах ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №7» и имеет обязательную силу для всех медицинских работников.

Статья 15. Ответственность за нарушение профессиональной этики

Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется комиссией при ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №7». Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, медицинский работник несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Пересмотр и толкование кодекса

Пересмотр и толкование отдельных положений настоящего кодекса осуществляется специально созданной комиссией при ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №7».